Вот один из них.
Используйте социальные истории, чтобы объяснить соображения, лежащие в основе личного пространства и личной безопасности. Пример текста для такой истории: «Иногда я стою слишком близко к другим людям. Когда я так делаю, другой человек может сильно разозлиться, потому, что я слишком близко. Другой человек может подумать, что я пытаюсь навредить ему. Я постараюсь стоять на расстоянии вытянутой руки от людей, когда я с ними разговариваю, если это не папа, мама, бабушка или дедушка».
Выделите время на обучение Социальным кругам.
Социальные круги — это графический способ показать детям разные уровни физической близости, которые у нас будут с людьми, которых мы знаем и не знаем.
Сначала нарисуйте малый круг на большом чистом листе бумаги. Напишите в круге имя ребенка и/или вставьте его фотографию. Скажите ему, что это его личное пространство, его тело, и только некоторые люди могут подходить так близко к нему.
Нарисуйте круг большего размера вокруг круга ребенка и напишите в нем «Семья». Вы можете написать в этом круге имена или вставить фотографии близких членов семьи (мама, папа, брат, бабушки, дедушки, близкие дяди и тети). Объясните, что все эти люди — члены семьи. Они могут поцеловать или обнять ребенка, можно посидеть у них на коленях и т.д. Объясните, какое поведение, по вашему мнению, подходит в общении с этими людьми.
Далее нарисуйте круг еще большего диаметра вокруг кругов ребенка и семьи. Подпишите этот круг «Друзья и соседи — знакомые». Напишите имена и вставьте фотографии людей, которые попадают в эту категорию (например, соседи по дому или улице, знакомые прихожане церкви, учителя, учитель воскресной школы и т.д.). Объясните, какой уровень близости и какое поведение, по вашему мнению, подходит этой категории людей (например, они могут помахать, поздороваться, они могут обнять, если ты не против).
Наконец нарисуйте круг еще большего размера вокруг всех трех меньших кругов. Назовите самый больший из кругов «Незнакомые люди». Объясните, что неправильно обнимать, целовать, подходить слишком близко или трогать незнакомых людей или позволять им трогать тебя. Позже вы можете объяснить, что бывают исключения из последнего правила (например, полицейский, если вы потерялись; врач в присутствии мамы или папы и т.п.). Вам нужно донести идею, что никто не имеет права трогать ребенка без разрешения, и он не может трогать незнакомых людей, и точка (пока).
Можете раскрасить круги в разные цвета, чтобы ребенку или подростку было легче запомнить их значение. Помните, что подобные визуальные подсказки — это отличный способ дополнить устное сообщение, если у ребенка аутизм или синдром Аспергера.